5 января 2024 года вступил в силу ряд изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Так, содержание статьи 222 УПК РФ, дополнено частью 3.1, согласно которой копия обвинительного заключения (постановления, акта) может быть изготовлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и вручена обвиняемому, содержащемуся под стражей на техническом устройстве.
Казалось бы, почему нет? Отличная идея, сокращающая трудозатраты следственных органов и облегчающая по идее процессуальную жизнь участников процесса.
Призадумавшись и лишь поверхностно попытавшись осознать техническую часть данной процедуры понимаешь, что вопросов больше чем ответов.
В первую очередь, возникает вопрос – а кто вообще будет разъяснять лицу, на минуточку, содержащемуся под стражей, порядок использования соответствующего технического устройства, поскольку, человек попросту может не знать как пользоваться таким устройством, а они еще и отлучаются друг от друга, рыком электроники почти безграничен.
Далее, работа технических устройств обеспечивается посредством аккумуляторных батарей, требующих подзарядки. Орган предварительного расследования будет обязан предоставить не только техническое устройство для чтения, но и функционирующее зарядное устройство, а как иначе? Какой смысл? Неизбежно изменится и процессуальное сопровождение подобной процедуры. Необходимо ли специальное разрешение администрации изолятора? Безопасно ли нахождение подобных устройств в камере? Вопросов много.
Внесённые изменения, конечно, можно рассматривать и в позитивном ключе, поскольку они обеспечат экономию денежных средств, необходимых для закупки бумаги, а также позволяет дополнительно позаботиться об окружающей среде.
Адвокаты Коллегии выделяют большее количество негативных факторов. На вскидку: как участнику судебного процесса к нему готовиться? Понятно речь идет про лиц, содержащихся под стражей. Остальным очевидно гораздо легче, но и им не так просто. Как делать необходимые пометки чтобы разобраться и структурировать итоговый текст предварительного следствия? Переписывать его на листы бумаги и далее работать с написанным?
Нововведение, как показывает поверхностный анализ новой нормы закона, со всей очевидностью направлено на облегчение работы правоохранительных органов, ведь теперь нет необходимости печатать обвинительное заключение (обвинительный акт, постановление о применении принудительных мер медицинского характера), сшивать все его тома, каждый состоящий из 250 листов согласно инструкции о делопроизводстве, везти такую «тяжесть» в следственный изолятор и стоять с ним в очереди. Но, к сожалению, вновь введённая процедура значительно ухудшает возможность обвиняемого для подготовки к судебному заседания. Увы, норма однобокая.
И напоследок только представьте и задумайтесь: тюремная камера, освещение мягко говоря так себе, и что же делать человеку, желающему сохранить свое зрение и своими глазами увидеть копию оправдательного приговора?